– Галина Владимировна, два месяца назад хозяйственный суд Брестской области возбудил дело об экономической несостоятельности ООО «Облик», назначил ОДО «Дребезова и партнеры» временным антикризисным управляющим и определил трехмесячный защитный период, по окончании которого вы должны подготовить полный отчет о реальном положении дел на предприятии. Сейчас уже можно сказать, какая вырисовывается картина?
– К сожалению, нет. Мы еще не завершили анализ финансового состояния и платежеспособности фирмы, потому что руководство «Облика» не предоставляло нам всей запрашиваемой информации о деятельности предприятия. Мы пытались разрешить эту ситуацию мирным путем, рассчитывали на взаимодействие, но так как время идет, а ничего не меняется, мы вынуждены были ходатайствовать перед судом об отстранении Климука от обязанностей руководителя на время защитного периода. Поверьте, это вынужденная мера, и применяется она крайне редко, но у нас уже просто не было другого выхода. 19 декабря суд удовлетворил наше ходатайство, возложив на этот период функции руководителя фирмы на ОДО «Дребезова и партнеры». Теперь нам надо за месяц успеть сделать то, что мы должны были сделать за три месяца. Это очень напряженная работа, но, надеюсь, мы справимся.
– И все же вы можете сейчас сказать, сколько у «Облика» активов и имущества, которые могли бы быть обращены в пользу дольщиков?
– Я могу говорить только на основании тех документов, что у нас есть сегодня, но вполне может случиться, что они не отражают всей картины. В заявлении кредиторов отражена информация, что имеющееся сейчас у «Облика» имущество оценивается в сумму чуть больше 5 млрд рублей. Не могу сказать, так это или нет: несмотря на наши многочисленные обращения к директору «Облика», инвентаризация проведена не была и имущество нам не передавалось. Какова реальная цена этого имущества, за сколько его можно продать, пока неизвестно. Еще около 1 млрд рублей составляет дебиторская задолженность. Сумма же кредиторской задолженности «Облика» — около 24 млрд рублей. С другой стороны, буквально на днях стало известно, что у «Облика» есть арестованные счета, о существовании которых мы не были поставлены руководством фирмы в известность. У временного управляющего нет полномочий прийти в банк и истребовать информацию о состоянии счетов предприятия, признанного финансово несостоятельным. По тем счетам, о которых мы были извещены, аресты сняты и все платежи проходят с согласия временного управляющего. лишь сейчас мы можем перепроверить все счета, установить, какие средства на них все-таки есть, и ознакомиться с документами первичного бухгалтерского учета. В ближайшее время картина, думаю, станет более ясной.
– Не так давно стало известно, что «Облик» намеревается заключить договор строительного подряда с ЖСПК «Юг-62» и гарантирует завершение строительства дома по ул. Октябрьской Революции, 62. При этом на кооператив возлагаются обязательства по приобретению стройматериалов, а «Облик» намеревается получить плату только за выполненные работы. На ваш взгляд, у «Облика» есть сейчас возможность завершить строительство дома?
– В том-то и дело, что нет. И это одна из причин, по которой мы ходатайствовали об отстранении Климука от должности руководителя фирмы. Мы попросили Николая Леонтьевича представить нам бизнес-план на завершение строительства, но, к сожалению, за два месяца никакого документального подтверждения возможности выполнения таких работ временному управляющему предоставлено не было. Этот дом для нас большая проблема. Я не исключаю, что люди уже потеряли значительную часть вложенных средств, так как к строительству этого дома никак не могли приступить из-за различных нестыковок, а затягивание сроков строительства неизбежно приводит к его удорожанию. И мы не можем взять на себя ответственность позволить людям потерять свои деньги ещё раз. Поэтому «Облик» достаривать дом на ул. Октябрьской Революции, 62 не будет.
– Работники «Облика» уже много месяцев не получают зарплату, дольщики пытаются вернуть свои деньги. Какие перспективы у тех и других?
– Любая оплата должна быть заработанной и обоснованной. Я не хочу сказать, что люди в «Облике» не работали в должной мере. Это будет неправдой. Но тут интересный момент: руководящему составу компании начислялась надбавка за напряженность, сложность и эффективность работы. О какой эффективности может идти речь, если предприятие долгое время вообще не осуществляет какую-либо производственно-хозяйственную деятельность? За счет каких денег должны производиться эти выплаты? Я очень сожалею, что простые работники, которым не начислялись надбавки, оказались заложниками ситуации и не могут получить заработную плату. Мы обращались к Климуку с просьбой, чтобы он урегулировал эту ситуацию, по крайней мере, отказался от своей надбавки, которая ему начислялась, но он не дал на это согласия. Мы постараемся принять все меры, чтобы выплаты по заработной плате были произведены, а потери дольщиков уменьшены. Для нас очень важно защищать интересы всех кредиторов.
Через месяц в отношении «Облика» будет начато конкурсное производство, и кто бы ни был назначен управляющим на этот период, он примет требования всех дольщиков и кредиторов. Но вот в чем проблема: согласно законодательству, дольщики будут включены в список требований кредиторов пятой очереди. Только пятой! А, повторюсь, имущества у «Облика» в разы меньше суммы его задолженности перед кредиторами.
– То есть шансов вернуть свои деньги в полном объеме или частично у дольщиков практически нет?
– Вот как раз сегодня такой шанс есть. Перед уходом на «каникулы» парламентарии обсуждали во втором чтении проект закона «Об экономической несостоятельности». После возобновления работы парламента в новом году обсуждение будет продолжено. Пока закон не принят окончательно, есть возможность внести в него изменения или дополнения, касающиеся порядка выплаты кредиторам задолженности в случае банкротства предприятия.
Сейчас, как мы уже говорили, дольщики являются кредиторами пятой очереди. А надо, чтобы их законодательно признали третьими. Сразу после возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, и задолженности по заработной плате.
По такому пути пошла Россия. Там прошла целая волна таких дел, когда строительные фирмы уходили в процедуру банкротства и ликвидировались, и после продажи их имущества с молотка дольщики оставались ни с чем. В итоге в этом году в российский закон «Об экономической несостоятельности» были внесены изменения, и дольщики стали кредиторами третьей очереди.
Это абсолютно правильно, и нам надо сделать то же самое. Государство обязано нести ответственность по таким обязательствам, потому что оно не обеспечило в полной мере защиту людям, когда выдавало строительным фирмам разрешения на строительство, выделяло земельные участки и не проконтролировало работу застройщиков должным образом.
Согласитесь: пятая очередь кредиторов и третья очередь – это большая разница. Вероятность получить свои деньги, в том числе дополнительные средства, которые сегодня дольщики вынуждены вносить из-за затягивания сроков сдачи, возрастает в разы. Поэтому сейчас очень важно поднять этот вопрос.
Я бы посоветовала дольщикам, да и просто неравнодушным гражданам, потому как от подобных ситуаций не застрахован никто, написать обращения в самые высокие инстанции – от Администрации президента до Совета Республики и парламента – с просьбой предусмотреть в законе новую норму. И сделать это надо очень оперативно.
Если удастся вовремя внести изменения в закон, уже нынешние дольщики «Облика» могут быть признаны кредиторами третьей очереди. Такая норма защитит дольщиков и впредь.
Сейчас у дольщиков есть реальный шанс сделать закон таким, чтобы он защищал их права, и изменить ситуацию в свою пользу. Жаль будет, если они этим шансом не воспользуются.
Елена Трибулева, «Вечерний Брест», 23 декабря 2011 г.
Комментарии
Off