Брестские юристы считают новый законопроект о банкротстве ухудшением ситуации с коррупцией в Беларуси.
Новый проект закона об экономической несостоятельности начали готовить с апреля 2010 года. Тогда директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим Ипатов назвал причиной подготовки законопроекта необходимость пересмотра устаревших норм, применяемых около 10 лет. Он также отмечал, что Совет министров Беларуси рассматривал предложения Международной финансовой корпорации, существенно изменяющие принципы действующего законодательства о банкротстве.
В понедельник 31 января во время круглого стола с предпринимателями, юристами, судьями и журналистами юрист-хозяйственник Галина Дребезова заявила, что «проект закона даже ухудшает существующую на данный момент ситуацию и создаст большие проблемы для судей». Рекомендации, которые она как эксперт неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией TransparencyInternational вместе с группой своих коллег разработали и в 2010 году отправили в Совет министров, Администрацию президента, Генеральную прокуратуру, бизнес-ассоциации и прочие, по словам юриста, вообще не были учтены.
Банкротство из инструмента оздоровления экономики в нашей стране «превратили в инструмент набивания карманов определенной группы лиц», считает Дребезова. Не работает процедура санации; нет нормы, предотвращающей затягивание ухода в процедуру банкротства; для управляющих не предусмотрено никакой ответственности за ущерб, что создает условия для хищения средств; продолжают существовать приоритетные кредиторы, чаще всего банки; нечетко прописана процедура реализации имущества должника, что позволяет занижать его стоимость, — вот некоторые из озвученных Галиной Владимировной недостатков, которые она видит в новом проекте.
«Например, раньше управляющий принимал требования кредитора только после предоставления подлинных либо надлежаще заверенных копий документов, и мы еще предлагали, чтобы управляющему кредитор предъявлял именно оригиналы. А в новом законопроекте можно принимать копии, заверенные самим управляющим. Это называется «пусти козла в огород», — прокомментировала ситуацию юрист.
По словам Дребезовой, в Беларуси работает всего 160 человек управляющих, из них более 25 привлечены к уголовной ответственности. Уровень коррупции налицо. Но с этими цифрами связан еще один аспект процедуры банкротства — норма «один управляющий — одно дело». Т. е. дел много, а специалистов мало. «Быть управляющим — сложная профессия. И когда в процедуру банкротства приходят люди с улицы, потому что просто не хватает специалистов, то это наносит вред, это абсурд», — считает Дребезова.
Эксперт Transparency International видит выход из ситуации в жестком контроле суда за деятельностью управляющего. «Если суд доверяет управляющему, то пусть бы тот и вел хоть тысячу дел. Но только судья должен нести ответственность за то, кого он назначил. А так кандидатуру управляющего предлагает департамент по санации и банкротству, что полностью противозаконно», — считает юрист. Она призывает ориентироваться на европейское законодательство об экономической несостоятельности.
Но проект уже находится на обсуждении в парламенте, и Галина Дребезова сомневается, что в него будут внесены какие-либо существенные изменения.
«Брестская газета», №6 (425) 4 — 10 февраля 2011
Автор: Жанна СИДОРУК
http://www.b-g.by/ru/6_2011/economics/7668/
Комментарии
0